Лучшие выпускники Итатской школы не спешат покидать родной поселок.
Еще два-три года назад человек, случайно оказавшись в Итатке, мог озадаченно озираться вокруг с немым вопросом на лице: «И как тут люди живут?!». Действительно, полузаброшенный поселок в течение нескольких лет пугал приезжих зияющими провалами окон в когда-то жилых домах. Но… Люди живут! И детей растят, воспитывают. И итатские ребятишки ходят в школу и учатся не просто хорошо, а на «отлично». Об этом говорят более полутора десятков золотых и серебряных медалистов среди нынешних выпускников. Вскоре, думается, это обстоятельство перестанет кого-либо удивлять: поселок возрождается. Главным образом благодаря строительству градообразующего предприятия – завода глубокой лесопереработки «Зеленая фабрика». Этот комбинат будет производить ДСП, фанеру, пиломатериалы, спичечную соломку и одновременно реализовывать социальные программы. Но все-таки как сложилось, что даже в таких трудных жизненных условиях, когда пейзаж навевает тоску и желание поскорее покинуть поселок, – дети все эти годы с интересом тянулись к знаниям? Ведь стереотипы подсказывают, что в «проблемных» населенных пунктах, оставшихся «на задворках цивилизации», должны преобладать неблагополучные семьи. Ответ прост – сильные духом учителя в школе, искренне любящие свою профессию. Как известно, сегодня люди едут жить туда, где лучше. А ведь есть и другой подход – собраться вместе и сделать жизнь такой, какой хочется. «Где родился – там и пригодился» – в родном поселке. Весной одна из учительниц Итатской средней школы получила звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Это преподаватель химии Татьяна Дубок. Человек она скромный и говорит о себе очень сдержанно. Но, как известно, хороший учитель виден по результатам своего труда – по ученикам.
– Татьяна Александровна, как вы проводите уроки химии? Все как обычно – формулы, таблицы, контрольные? Или устраиваете разноцветные и взрывные эксперименты?
– Стараюсь привить ребятам умение обращаться с веществами, которые встречаются в повседневной жизни. Даже тем, кто не видит себя в будущем ученым-химиком, мы тоже можем дать много полезных практических знаний. Например, у всех дома есть соль, и дети знают, что это – хлорид натрия. Потом, узнав суть других обычных веществ, удивляются: «Как?! Сода – тоже соль?». «Да, – отвечаю, – гидрокарбонат натрия». Изучаем жесткость воды. Говорю: «Домой придете – посмотрите на порошки. Что там написано? Фосфаты, еще что-то. Для чего они и как действуют? Или минеральная вода: обратите внимание, что в ней есть гидрокарбонаты, хлориды, натрий, калий». Нужно, чтобы ребята не просто пили эту воду, а смотрели, что в ней находится. То же самое касается и тех продуктов, где присутствуют консерванты, стабилизаторы, подсластители и всевозможные буковки «Е». Бывают и курьезы. Один наш семиклассник пришел в магазин и попросил: «Дайте мне килограмм цэ-двенадцать аш-двадцать два одиннадцать!». Продавщица на него испуганно посмотрела, а он ей: «Ладно, а натрий-хлор у вас есть?». Понятно, что наш ученик покупал совершенно обычные… сахар и соль. В общем, дети у нас в Итатке подрастают умные и веселые.
– А какие эксперименты на уроках с ребятами ставите?
– О, мы проводим настоящие исследования! Как вы знаете, в томских вузах проводятся ученические исследовательские конференции. У нас есть дети, которые стали лауреатами Думы Томской области благодаря именно таким работам. Например, в этом году Света Андреева изучала «мячик обыкновенный». Он не накачан насосом, дырочки в нем нет. Отчего он пружинит? Что создает давление внутри?.. Другая ученица изучала… дырки в сыре. Сопоставляла вкус и цену продукта, количество и размеры дырок, проштудировала много литературы. Оказалось, чем больше в сыре дырок (по размеру и по количеству) тем он вкуснее и дороже – это связано с процессами ферментации. Один из школьников исследовал, почему убегает молоко. Он тоже в Итатке живет, у его семьи в хозяйстве есть корова. Поэтому сырья для экспериментов у него хватало. В итоге он выяснил, что на поверхности молока, каким бы оно разбавленным ни было, образуется тонкая казеиновая пленка. Пузырьки пара не могут ее разорвать, и кипящая жидкость эту пленочку поднимает. Другой наш восьмиклассник нынче занял первое место на региональной конференции за поиск наиболее дешевого способа получения кислорода. Мы ведь получаем кислород, как в учебниках написано – из карбоната калия. То есть из марганцовки. Так вот наши ребята рассчитали, сколько стоит один грамм марганцовки, сколько стоят другие вещества (ведь есть альтернативные способы получения кислорода). И сделали вывод, что из гидропирита кислород получать дешевле!
– Почему все же выбрали профессию учителя, да еще и химии?
– Когда я сама была школьницей, интересными в этом предмете были только лабораторные работы и школьные олимпиады. Ни исследований, ни элективных курсов – инициативы минимум. Но у меня была очень хорошая учительница по химии – Антонина Масловская. И поначалу я не столько увлеклась самим предметом, сколько она сама меня поразила. А я вообще всю свою детскую жизнь хотела быть учителем – мы с детского сада всегда почему-то играли в школу… А в 9-10 классах химия стала нравиться по-настоящему. Я поступила в Красноярский педагогический институт. После института вела труд, литературу и биологию. А химию стала преподавать с 1989 года.
– В учителя люди идут по разным мотивам. Кто-то хочет командовать, кто-то вообще случайно – не подумав. А у вас какое желание было?
– Учить. Помогать маленьким людям узнавать что-то новое, интересное и полезное. Причем мне нравится учить именно сельских ребят. Они душой более открыты, чем городские.
– Татьяна Александровна, а часто ли приходится после уроков оставить кого-то из учеников на душевный разговор?
– Ну, иногда такая необходимость возникает, когда появляются конфликтные ситуации между детьми.
– Сейчас нет пионерской организации и комсомола. Нет мощного объединяющего начала. Чем вы пытаетесь это восполнить?
– Мне удалось организовать научное общество учащихся «Эрудит» – для ребят, которые участвуют в олимпиадах и конференциях. Сначала занимались в рамках одного предмета – химии. Но потом общество разрослось до масштабов школы. Теперь в «Эрудите» есть секции – информатики, математики, физики. Вот это общество действительно объединяет детей! Мы вместе готовимся, выезжаем на конференции, заранее «оттачиваем» вероятные вопросы, которые могут быть заданы на конференциях. Дети видят, что эту работу мы проводим не для «галочки», и они с удовольствием в ней участвуют.
– Сейчас у вас пора относительного затишься – дети на каникулах. А когда наступает самое напряженное время?
– Весь учебный год! После уроков – элективные курсы. В сентябре-октябре готовимся к конференции в ТГУ. В октябре-ноябре – к олимпиадам. С января по март – к конференции в политехническом университете. В апреле – конференция в Новосибирске. В мае – экзамены. Но я и летом работаю. Подбираю интересные темы для будущих исследований, пролистываю «Вокруг света», «Химию и жизнь». А наши ребята из «Эрудита» даже сейчас обращаются за советами – тоже готовятся к будущим конференциям.
– А ваши выпускники не мечтают переехать в Томск? Или есть ребята, которые хотят жить в родном поселке?
– Раньше все стремились как можно быстрее покинуть Итатку. Сейчас настроение ребят кардинально изменилось благодаря новым перспективам. Комбинат «Зеленая фабрика» – это наша большая надежда, это возрождение поселка. Многострадальное Итатское сельское поселение столько пережило! С 90-го года чего тут только не планировалось, чего только не намечалось! Но в реальности ничего не строилось, а только разрушалось. Сегодня вместе с возрождением производства начали ремонтировать дороги. Раньше квартиры продавались очень дешево, а сейчас их стоимость возросла. Люди переезжают в Итатку, чтобы остаться жить и работать. Едут и молодые – из-за жилья и перспектив с работой на «Зеленой фабрике». Дети у них родятся, мы станем их учить. По всему видно, что Итатка возрождается. Вот наши десятые и одиннадцатые классы побывали в мае в ТГАСУ, с которым «Зеленая фабрика» заключила договор о сотрудничестве. Сегодня дети понимают, что они могут поступить на льготных условиях, получить образование и вернуться сюда. Здесь есть жилье, зарплата. Здесь и родители. Новое предприятие очень помогает школе, другом для нас стал и областной депутат Сергей Кравченко. Это не просто подарки выпускникам или победителям конкурсов, а большая финансовая поддержка, возможность ремонтировать и улучшать школу.
– Татьяна Александровна, напоследок скажите, а что дает вам это звание – «Заслуженный учитель Российской федерации»?
– Дополнительную нагрузку. Это большой груз ответственности – расслабляться нельзя. Хотя я пока единственная в Итатской средней школе, кому присвоили это звание, но поверьте – у нас есть учителя, которые также достойны этой награды. Вы это поймете, когда увидите успехи наших учеников.